Главная » 2009 » Октябрь » 17 » Литература как учебный предмет в украинской школе
00:04
Литература как учебный предмет в украинской школе

Косметический ремонт или реконструкция, или Беды и напасти украинской литературы в школе

Размышления Ольги Слоневской - научного работника, которому за 25 лет удалось преодолеть путь от сельской учительницы до профессора университета о том, что было, есть и будет в будущем в школьном курсе украинской литературы. Побудила ее к таким мучительным раздумьям статья известного в Украине ученого, настоящего патриота Григория Клочека «Королева искусств — на задворках образования» («ЗН», №44, 2007 г.). Автора статьи в который раз взволновала   плачевное состояние изучения изящной словесности в современной школе, во многих случаях неуместность, а то и художественная убогость произведений, предлагаемых для текстуального изучения на уроках родной литературы.

По материалам http://www.zn.kiev.ua/

 

Литературные учебники больше всего страдают от вкусовщины и идеологических штампов

Монополия прослеживается сразу по нескольким пунктам - невозможность свободного выбора школьных учебников, программ и художественных текстов для изучения, и все это в целом портит литературу как школьный предмет. Невозможность выбора вовсе не означает, что людей, способных предложить нормальную программу и учебник, в Украине нет. Проблема заключается, прежде всего, в том, что право на существование у нас имеет лишь один учебник, получающий самый большой госзаказ и расходящийся наибольшим тиражом по школам, и одна школьная программа, автор которой сам и определяет, какие тексты школьнику нужны, а какие нет. И, соответственно, только автор этой программы может написать самый полноценный учебник под нее. Остальные вынуждены забыть о своих предпочтениях и о своем видении литературы, чтобы вписаться в требования единственной программы. А литература не втискивается в рамки выписанных для нее требований, она постоянно пополняется, нуждается в обновлении либо новом прочтении тех произведений, которые уже давно засиделись в программах и учебниках.

По материалам http://uabooks.info/

 

Оксана Забужко

 Интервью

 З усіх винаходів людства я,

 після знарядь убивства,

 найдужче не люблю телевізор.


Слово авторам учебников

Евгения Волощук, и Раиса Мовчан уже подготовили учебники по литературе для 7 класса и направляют их в издательство «Генеза». В 2007 году эти книги будут проходить конкурс учебников для семиклассников. О том, чтобы писать школьные учебники в дальнейшем, оба автора говорят без вдохновения - сам конкурс и то, как он проходит, отбивают всяческую охоту.

Мнение директора Независимого центра научных исследований зарубежной литературы

Борис Бигун считает, что из-за вынужденной дифференциации в старших классах школьники скоро возненавидят зарубежную литературу окончательно: «В 8-9 классах читаются только старые литературы (Античность, Средневековье, Возрождение) и нет ни одного произведения XX ст. Дальше идет профилирование, а это значит, что ученику ПТУ, кроме той античности, уже ничего из литературы не светит». Вот и получается, что вместить литературу ни в программу, ни в учебник не удается никак - постоянно что-то, да и теряется по пути.

По материалам http://uabooks.info/

ЛИТЕРАТУРА НЕ ВМЕЩАЕТСЯ В УЧЕБНИКИ

«Наиболее болезненная проблема учебников по литературе в том, что санитарные нормы ограничивают их 240-272 страницами. Но ведь у нас предмет - не математика. Потому что можно пол-урока решать две задачи, но нельзя пол-урока читать один абзац. Как результат - искромсанные на куски художественные тексты, да и учителя жалуются, что нет материала, по которому можно работать», - говорит Борис Бигун, заместитель директора Независимого центра научных исследований зарубежной литературы при Институте литературы НАН Украины. А еще литературу просеивают сквозь дырявое сито в форме конкурса школьных учебников!  Борис Бигун  советует Министерству образования: «Да сделайте открытый конкурс комплексных проектов - программа, учебник, хрестоматия плюс справочники для учителей. Выберите три - пять коллективов, разрабатывающих такие проекты и имеющих соответствующую базу, - и научную, и издательскую, заключите с ними договоры и дайте им возможность спокойно работать из года в год. А для новичков в этом деле организуйте грантовую поддержку».

По материалам http://uabooks.info/

 

Произведения Оксаны Забужко

 это внутренний мир нашей современницы,

описанный слогом Набокова.

Слово автору учебника

Евгения Волощук принимала участие в конкурсах учебников - ее «Зарубіжна литература» для 5 класса в прошлом году заняла 1 место и вышла в издательстве «Генеза» тиражом 300 тыс. экз., а вот ее же учебник для 6 класса нынешний конкурс вниманием обошел, и по нему шестиклассники смогут учиться, если купят в книжном магазине. Следовательно, пятиклассникам и их учителям, год работавшим по учебнику Волощук, в 6 классе предстоит заниматься по учебнику другого автора - с иной методикой и научным подходом, хотя и в рамках единственной школьной программы.  И вполне естественно, что созданная единственная новая программа для 12-летней школы (авторы Ковбасенко Ю.И., Ковбасенко Л.В., чьи учебники для 5 и 6 классов получили госзаказ) вызывает неодобрение людей, причастных к образовательно-литературным процессам.

По материалам http://uabooks.info/ 

Слово учителю

Учителя  возмущаются, что с их мнением никто не считается. Галина Машталер, учитель украинской литературы Калушской гимназии (Ивано-Франковская обл.), утверждает: «Знать литературу и уметь донести ее до сознания детей - не одно и то же. И чтобы не нивелировался творческий подход к преподаванию украинской литературы, должна быть свобода выбора учебных программ»

По материалам http://uabooks.info/

 

Мнение профессор кафедры филологии Киево-Могилянской академии

Владимир Панченко еще и глава комиссии МОН, по поводу присвоения министерских грифов учебникам по украинской литературе утверждает, что на самом деле качественных учебников сейчас пишется крайне мало - большинство авторов идут более легким путем и составляют хрестоматии. «У нас действительно мало научных работников, которые имеют опыт учительства и умеют заинтересовать школьника. В своих выводах мы ориентируем издательства, подающие нам рукописи, на то, чтобы они пытались максимально полно представить какой-то иконографический материал, чтобы это был иллюстрированный учебник, поскольку только так можно привлечь внимание ребенка». По мнению Владимира Евгеньевича, особенно туго идет написание учебников по украинской литературе для старших классов, где представлены авторы XX века. Составители именно этих учебников более всего грешат банальностью и примитивностью в вопросах и заданиях для размышлений.

По материалам http://uabooks.info/

 

 

 

            Красную шапочку исключили из школьной программы

МОН исключило из учебной программы и учебника по украинской литературе для 8-го класса сказку Дударя Красная Шапочка. МОН прислушалось к критике и рекомендовало вынести изучение этого произведения на внеклассное чтение. Вместе с тем, некоторые психологи считают, что сказка не является опасной для воспитания детей, объясняя это тем, что школьники-подростки, для которых предназначено это произведение, уже понимают разницу между плохим и хорошим. Красная шапочка в свою очередь, по словам психологов, исполняет роль антигероя, с помощью которого высмеивается поведение современной молодежи. Напомним, в апреле Николаевский областной совет обратился к Кабмину и МОНу с требованием исключить из учебной программы и учебника Украинская литература для 8-го класса сказку Дударя. Депутаты заявили, что данная интерпретация сказки Пьеро "нарушает моральные нормы и является непристойной". В 2004 году учебная программа по украинской литературе, в которую вошла знаменитая Красная Шапочка Дударя, заняла первое место на конкурсе учебных программ. Тогда министром образования и науки был Кремень, а вице-премьер-министром по гуманитарным вопросам Табачник. Никаких замечаний к сказке ни у одного, ни у другого чиновника тогда не возникло, и уже в 2007 году произведение появилось в учебниках по украинской литературе для 8 класса. Уже при руководстве министра образования Николаенко в 2007 году состоялся конкурс учебников для 8-го класса. Произведение Дударя было представлено во всех учебниках по украинской литературе.

По материалам http://novynar.com.ua/  http://korrespondent.net/

 

 

Просмотров: 2430 | Добавил: kostinavv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: